Zast15

Домовая резьба г. Хилок. Ч.2

Рабочая трибуна. Городские вести. 2006. 29 декабря.

«Деревянное узорочье Хилка». Ч.2

Солнце занимало нижний уровень неба (ул. Рабочая 10). Ближе всего оно было к людям, согревало и освещало их жизнь. Солнце противостояло тьме ночи и всем силам, несущим зло, болезни, смерть. Солнцем измерялся ритм жизни человека. Этот ритм также находил отражение в искусстве. На наличниках дома №19 по ул. Чапаева мы видим три солнца, означавших суточный ритм: утро, день, вечер. А в древнем плаче Ярославны из «Слова о полку Игореве» (12 век) озвучивается этот узор обращением: «О светлое и тресветлое Солнце!»

На подоконной доске перед нами иногда выплывает четвёртое, ночное солнце, удерживаемое подземным владыкой. «Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!»- невероятно, но в детском стишке мы слышим отзвуки древних причитаний. Ночное, невидимое солнце может обозначаться полукругом (ул. Нагорная 4) или хорошо нам знакомой «вертушкой», закрывающей ставни.

Особенностью наших наличников является то, что знаки солнца в подавляющем большинстве случаев заменены ромбами и четырёхугольниками. Это говорит о том, что значение узоров мастерами было уже забыто, и они просто украшали окна.

Страшный Ящер, ставший в обрядовых песнях «Яшей», а в сказках Змеем Горынычем, Кащеем и Царём Морским, поглядывает на нас иногда своими глазками с боковин подоконной доски (наличник в экспозиции районного музея). Но давно уже забыта его грозная сила, и голова владыки превратилась в ромбики, росточки, треугольники, как на домах по ул. Комсомольской 7, ул. Ленина 24, ул. Осипенко 18 и др.

2 1 Lenina 24

Оконный наличник дома № 24 по ул. Ленина. Фото автора, 2001 г.

Под землёй прорастали семена, рождались ключи чистейшей воды. Не случайно их символы мы также встречаем в нижней части наличника. (Ул. Рабочая 18, Советская 5.)

Между небесным и подземным царствами располагался средний, земной мир. Квадратами земли отмечены, практически, все ставни, а проёмы окон этот мир делают видимым.

Так перед нами оживает сказка. Ведь только в ней, ещё детьми, мы путешествовали по волшебным мирам и не ведали, что бабушки и дедушки передают нам древние знания. А теперь мы видим, что эти знания передавались не только устно, но и были записаны народными узорами.

У народов, связанных с охотой и скотоводством иные явления природы определяли жизненный уклад. В наличниках окон их потомков не встретишь изображения "хлябей", зато чётко горизонтальными линиями показаны "ступени" неба. Главным было изображение, получившее название " Богиня со зверями и птицами". Фигура богини очень чётко просматривается на наличниках домов № 7 и 13 по ул. Советской. Но чаще, её уже трудно узнать в условных, схематических изображениях верхней части доски (ул. Чкалова 12, ул. Октябрьская 10).

Неожиданной оказалась расшифровка и другого знакомого геометрического узора. Круг, ограниченный двумя треугольниками давно уже воспринимается как символ солнца. Но в некоторых археологических находках Великая богиня изображена с диском солнца вместо головы. Диск занимает иногда половину фигуры. Это обстоятельство заставляют иначе взглянуть на знакомое изображение.

Ещё труднее увидеть названный сюжет в звезде, образующей центр причудливой плетёнки. (Ул. Калинина 48.) Мастера, вырезавшие этот узор, менее всего думали о древних представлениях. Просто, следуя традиции и народному видению красоты, они вписали свою "звёздную" мысль в существовавшую ранее форму. Если же вспомнить, что в древности пятиконечная звезда символизировала человеческую фигуру, то получится, что мастера подсознательно воспроизвели всё ту же Богиню.

Очертания птиц, коней или оленей иногда проявляются за плетёнками растений и фантастических фигур (ул. Нагорная 19, ул. Рабочая 22).

2 3 Pabochaja 22

Оконный наличник дома № 22 по ул. Рабочей. Фото автора. 2001 г.

Очень интересную изобразительную расшифровку древнего узора можно увидеть на полотенце дома № 76 на ул. Ключевой. Над знаком огня располагается изящная реалистичная фигура оленя и лучистый диск солнца над его головой. Объёмные изображения коней помещены на наличнике дома № 40 по ул. Чкалова. Так образный язык наших предков, прошедший тысячелетия, интуитивно был прочитан современными мастерами.

Мир народного искусства – это не только поклонение силам природы. В сознании наших предков–христиан языческие образы приобретали новое значение. В духовных стихах, распеваемых по всей Руси, облака именовались думами Божьими, солнце и луна происходили от очей Божьих, Мать-Сыра-Земля именовалась Пресвятой Богородицей. Старые узоры в руках мастеров – христиан славили Премудрость Божью, обустроившую мир, а также и человека, которому этот мир был доверен. Неслучайно на стенах древнейших каменных храмов Руси мы встречаем образы, знакомые нам по оконным наличникам. Сам же украшенный дом превращался в безмолвное, но постоянное обращение человека к Богу.

Как уже отмечалось, среди наличников нашего города мы встречаем и мир земледельцев, и мир скотоводов. Однако, подавляющее большинство резных украшений домов носит смешанный характер. Так и должно быть. Наш город заселялся переселенцами из разных областей России и представителями разных народов. В одной семье часто объединялись носители разных традиций, и это находило отражение в их работах. Традиции не подавляли, а дополняли друг друга, образуя новое своеобразное единство. В этом проявилась способность народов нашей страны жить в мире и согласии, не вспоминая мелочно обид столетней давности, умение уважать чужую культуру и воспринимать её лучшие достижения.

Другая причина смешения узоров и неразберихи в их местоположении - забвение древнего значения знаков и превращение их только в украшение. Пренебрежение к родной культуре, разрушение традиций, навязывание иноземных образцов и идеалов во всех областях жизни прервали нить, тысячелетия связывавшую поколения. Только усилиями немногих старых мастеров и современных учёных она иногда восстанавливается.

Исследования показали, что местоположение резных украшений тоже не было случайным. Узоры всегда располагались вокруг проёмов, открывающих в дом вход посторонним (окна, двери, ворота). Располагались они и на границах дома с окружающим миром: причелинах, подзорах, полотенцах, заборах. Знаки были призваны оградить человека от враждебных духов, недобрых мыслей, злого взгляда, от болезней и непогоды. На защиту себе наши предки призывали светлые силы не только земли, но и всего мира.

Иногда можно встретить наличники, не имеющие узоров. В таких случаях их форма представляет собой символическое изображение полотенца (ул. Рабочая 16). Полотенца в древности были предметами священными. На них изображались заклинательные знаки. Таким образом, сама форма полотенца служила защитой.

Важно заметить следующее: изображением картины мира человек не только защищался, но и определял своё собственное место в жизни, своё предназначение. В мировой борьбе сил света и тьмы он, однозначно, вставал на сторону первых. Призвание своё видел в объединении всех миров по законам красоты, порядка, любви. А для начала вносил эти качества в свой дом, в свою семью, в предметы и строения, которыми окружал себя.

Центральное место человека, его высокое предназначение и ответственность подчёркивалось перекрестьем рамы. Знак креста (в том числе и Т-образный) – наиболее священный символ из всех. Как священный знак он защищал окно от всего недоброго. Как один из символов Центра мира, он подчёркивал великую роль человека. Как один из вариантов Древа Жизни – Животворящего Креста Господнего, он соединял своей жизненной силой все миры в одно целое.

Крест не случайно священен во всех религиях. Он глубоко связан с сознанием человека и оказывает на него огромное влияние. Окна с перекрестьем продолжают стену дома и не пускают в дом посторонний взгляд.

C. Петрова, преподаватель ДХШ

Группа ВКонтакте

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru